У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука !
Версия официального сайта для слабовидящих
RU
8 (00)
Красноярск, ул. Строителей,
д. 53, корп. 3

Возрождение Коптской церкви

Кривец Е.А.,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин»ZeelandSexdating

 

Возрождение Коптской церкви

 

Египет – исламское государство, расположенное на северо-востоке африканского континента. С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов[1], а если взять шире – всей христианской общины Ближнего Востока – является показателем будущего других религиозных меньшинств региона.

В первые века нашей эры в Египте распространилось христианство. Без насилия, добровольно была принята новая вера. Сонмы мучеников, пострадавших за веру, отстаивали право своего народа на веру во Христа.

Спустя много лет духовный рассвет первых христиан, который пришелся на IV в., сменился упадком, следуя внутренней логике развития любого учения. Снижение усердия в достижении духовного совершенствования среди отшельников, обмирщение населения повлекло за собой сокращение прежде всего передовой его части – монашествующих. Всякая внешняя причина является следствием или проявлением причины духовной. Впоследствии упадок общего уровня духовности привел к отходу большинства населения от христианства и принятию ислама.

Начиная с XIX столетия, положение коптов – христиан-монофизитов в Египте стало улучшаться. Коптская община заметно увеличилась и рассматривалась государством как административная единица. В 1855 г. с коптов было снято определение низких и недостойных и им было разрешено служить в армии. Поэтому к середине XIX в. великому реформатору патриарху Папе Кириллу IV(1854-1860) удается оживить религиозную жизнь. Обнаружив вопиющее невежество коптских священнослужителей, он основал коптский колледж. В нем, помимо арабского, изучались еще коптский (мечта преосвященного Порфирия, таким образом, сбылась), турецкий, английский, французский и итальянские языки, а кроме того, преподавалась математика, география и другие светские предметы. Папа Кирилл создал первую типографию, печатавшую церковные книги, строил новые храмы, открыл духовную семинарию, воскресные школы. При нем число епископатов возросло с 10-ти до 20-ти, не считая двух зарубежных. Благодаря широкой просветительской деятельности, развернувшейся в рамках реформ Патриарха Кирилла, повысился образовательный уровень коптской общины.

Тесная связь коптов с западными торговыми и дипломатическими миссиями, секуляристские реформы в сфере межконфессиональных отношений, духовно-нравственный подъем церкви и общины позволили коптам в короткий срок превратиться в наиболее развитую и преуспевающую в социально-экономическом и культурном отношении часть населения страны.

Однако подобная деятельность вызвала подозрения у некоторых настоятелей Коптской Церкви, усматривавших во всех этих преобразований всего лишь вредное влияние католических и протестантских миссионеров. Это глухое сопротивление выливалось порою в недопонимание и столкновения между мирянами и иерархией, что, в свою очередь, вызывало немилость к патриарху со стороны светских властей.

Кирилл IV начал переговоры с архимандритом Порфирием (Успенским) о воссоединении коптов с Православием [1]. Но вскоре, дело объединения было прервано (в связи со смертью Александрийского патриарха Каллиника (1861 г.) и трагической кончиной Коптского патриарх Кирилла IV (предполагают, что он был отравлен)). В 1898 г. противники патриарха Кирилла привели коптов к унии с Римом[2].

Новая волна возрождения религиозной жизни коптов относится к 40-50-м годам XX в. – начало, которому положили реформы Папы Кирилла IV в XIX веке. Здесь надо отметить, что начало христианского возрождения совпадает с религиозным подъемом и среди мусульман.

Идеи коптской «эмансипации» (освобождения), возникшие в результате реформ Папы Кирилла VI, захватили умы и сердца верующих и одновременно привлекли верующих к участию в церковных делах. Правление Папы коптского патриарха Кирилла VI ознаменовалось открытием Института коптских исследований в 1954 г., строительством монастыря св. Мина на его историческом месте в Мариут. В 1968 г. в Каир возвращены мощи св. апостола Марка Римской Католической церковью. Кирилл VI разработал программу строительства и восстановления церквей, в том числе возведения собора св. Марка в Каире.

Духовное возрождение началось с открытием воскресных коптских школ в Каире, Асьюте и Гизе. Кирилл VI Патриарх Коптской церкви привлек молодого монаха о.Антония, будущего Патриарха Шенуду, к организации воскресных школ и назначил епископом теологического образования для передачи духовного наследия [10]. Динамичный и глубоко духовный понтифик Шенуда III и энергичный епископат вдохнули жизнь в безжизненные церковные институты. К 1969 г. количество студентов теологического колледжа увеличилось с 100 до 207 человек.

Коптский Патриарх Папа Кирилл VI, в связи с реформацией коптской традиции, обратился для вдохновения к западному знанию. Он основал школы с западной системой образования и взял за образец западные учебники для составления коптских. Под его руководством с 1959 г. коптская церковь вступила в диалог с Всемирным Советом церквей. С тех пор Коптская церковь регулярно проводит встречи по экуменическим вопросам – вопросам объединения.

В коптской церкви Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого он становится лидером коптов и пользуется непререкаемым авторитетом. Его полный официальный титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

В настоящее время духовным лидером коптской общины является 117-ый коптский патриарх Шенуда III. Он родился в 1923 г. в г. Асьюте. После окончания начальной школы в Даманхуре, он учился в американской школе в Каире, затем на историко-археологическом факультете Коптского университета. В 1947-48 гг. служил в армии. С 1949 г. совмещал издательскую деятельность в церковном журнале с преподаванием в богословском институте. В 1954 г., приняв сан священника, поступил в монастырь св. Марии (эс-Суриане) пустыни Вади эн-Натрун. Жил отшельником в нескольких монашеских центрах западной пустыни. В 1959 Папа Кирилл VI назначает его личным секретарем, с 1962 г. он был избран епископом Высшей школы теологии. Духовная и образовательная сферы деятельности Папы Шенуды определили направление современного движения церкви. Он нес ответственность за теологические и церковные вопросы, для решения которых были привлечены тысячи молодых людей. Шенуда является автором нескольких книг и множества статей по духовным вопросам и теологии [9].

До своего избрания патриархом в 1971 году, и уже, будучи патриархом, Шенуда первую половину недели проводит в Каире, читая лекции и управляя делами епископата, а во вторую – в монастыре в размышлении и молитве. Еженедельно в сопровождении епископата он проводит встречи с народом в соборе св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме. Поэтому можно сказать, что Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека.

Будучи духовным лидером египетских коптов, Папа Шенуда III испытал на себе последствия подъема в Египте в конце 70-х гг. исламских фундаменталистских настроений, следствием которого стали коптские погромы и столкновения на религиозно-общинной почве. Во главе с Папой копты обратились к президенту, выразив свой протест разгулу жестокости. В результате в 1981 г. Шенуда III, с ним 8 епископов и 24 священника по указу президента Анвара Садата были посажены под домашний арест. Были закрыты и запрещены журнал «Ал-Кераза» и газета «Ватани». Патриарх был освобожден только в 1985 г.

В ноябре 2001 г. копты Египта отметили 30-летие возведения в сан главы коптской церкви папы Шенуды III. Поздравления в связи с юбилеем ему прислали представители церквей целого ряда стран Ближнего Востока. «За прошедшие 30 лет Его святейшество не только проповедовал христианскую веру, но и сам жил в соответствии с ее установлениями. Он сделал Церковь ближе к людям, а людей – к Церкви», – отмечается в послании, направленному Папе от имени Всемирного совета церквей.

Понимая, что возрождение церкви зависит прежде всего от восстановления, монашества, Шенуда восстановил все монастыри в пустыне ал-Вади Натрун и долине Нила. За время его пребывания Папой коптская церковь расширила свои границы до 80 метрополий. Семь коптских епископов стоят во главе епархий в Иерусалиме, Судане, Западной Африке, Европе, Соединенных штатов, Австралии.

Глава египетских коптов ведет активную внешнюю политику, его знают далеко за пределами Востока. Приоритетом во внешней политике коптских руководителей являются связи с представителями восточно-христианских церквей. Копты Египта входят в так называемый Ближневосточный Совет Церквей – региональную организацию, объединяющую 28 христианских конфессий и представляющую интересы около 20-25 млн. христиан на Ближнем Востоке и Северной Африке. Эта организация в своей деятельности старается реагировать на сложную обстановку, сложившуюся в регионе Ближнего Востока. Так, в апреле 2003 г., в самый разгар американской операции в Ираке генеральный секретарь Ближневосточного Совета Церквей Рияд Джерджур обратился к арабам-христианам во всем мире с призывом воздержаться от широкого празднования Пасхи. «Как мы можем праздновать Пасху в то время, когда народ Ирака все еще хоронит своих погибших?» – говорилось в обращении Джерджура к пастве [6]. Следует заметить, что Пасха в призыве воспринимается как праздник светский, гражданский. Пасха – это праздник духовной радости христиан, в основе которой лежит жертва во имя будущей жизни оставшихся живых, где жизнь означает связь с Богом – духовная жизнь. Поэтому, с христианской точки зрения, страдания и гибель иракцев тоже является жертвой во имя будущей, связанной с Богом, жизни народа.

Глава Совета Церквей призвал арабов-христиан к солидарности со всем арабским миром. По его словам, христиане должны проявить солидарность и с палестинцами на оккупированных территориях, которые подвергаются постоянной агрессии со стороны Израиля [6].

Став патриархом, Шенуда особое внимание уделил возрождению воскресных школ. Начало их организации относится к 1918 г., когда Хабиб Гиргиз, директор первого Коптского института Высшего Теологического образования, высказался за необходимость создания религиозных школ для молодежи. Единый комитет воскресных школ выработал программу для коптских церквей в Каире, Дельте и Верхнем Египте. К открытию одной из первых школ в Асьюте в 30-х годах, без сомнения, подтолкнула успешная миссионерская образовательная деятельность американских пресвитериан в Верхнем Египте [10, с.93].

В коптском возрождении в 20-х годах особую роль сыграли четыре центра воскресных школ в Каире. Выпускники этих школ получили хорошее теологическое наука, представление о благочестии и духовной атмосфере коптской церкви.

Первый центр – церковь св. Антония находился в восточной части района Шобра в Каире. Школа выросла из общества Шиколани, основанного в 1934 г. известным коптом Сидчаком Тадрузом. Основной целью общества, а в дальнейшем школы, было наука духовенства и мирян. Официально школа была открыта в 1935 г. аввой Авраамом, митрополитом Гизы, Файюма и Калюбии. Основной внимание в школе уделялось обучению молитве, аскетике, изучению жизни святых, мучеников. Руководители этой воскресной школы должны были вести строгую духовную жизнь молитвенников и преподавать аскетические дисциплины в течение двух лет. Первые выпускники этой школы стали монахами и священниками.

Второй центр находился в Гизе, в коптской церкви св. Марка. Его целью было обслуживание малых общин в городах и деревнях, создание прочных отношений с мусульманским большинством. Этот центр был важен как объединяющий. Работа социальной службы, экуменистического отдела, возглавляемого епископом Самуэлем, организация межрелигиозного диалога с представителями ислама – все это заслуга программ образовательного центра в Гизе.

Третий центр Газират Бадран и четвертый – церковь св. Михаила находились недалеко от первого – в восточной Шобре. Их целью было вовлечение в социальную и религиозную жизнь церкви всех членов прихода [10, с.94]. Кроме преподавания по традиционной программе члены центров ходили на экскурсии, совершали паломничества в другие церкви и монастыри, организовывали совместный отдых, праздники, устраивали религиозные и общественные фестивали. Новым в этих центрах было религиозное и социальное наука девочек. Программы этих воскресных школ были апробированы в школах Асьюта.

Молодые люди, решившие стать монахами, были выпускниками этих воскресных школ. Будущая роль выпускников этих школ как религиозных лидеров была предопределена высоким уровнем преподавания теологии и благочестием этих школ [10, с. 95].

Протестанты Египта приравняли роль и деятельность воскресных школ деятельности и роли «Братьев-мусульман», а возникновение школ объявили реакцией на появление организации «Братьев-мусульман». В своем ответе на такие заявления папа Шенуда напомнил, что Протестантская, так же, как и Англиканская церковь, имеют воскресные школы во всех церквях во всем мире: «Воскресные школы всегда были у коптов и всегда были образовательными религиозными центрами. Воскресные школы – это часть духовной работы церкви, никак не связанная с политикой» [11, с.3].

Воскресные школы, в большей степени, являются частью церковной системы, объектом церковной власти, чем независимыми школами. Уроки религии преподаются по Священным книгам, добавляются жития святых, изучаются доктрины, церковные гимны. Преподаватели в таких школах несут ответственность только за религиозное наука. Папа Кирилл VI сделал эти школы частью епископального образования. Поэтому каждый преподаватель воскресной школы имеет свой интеллектуальный метод и особенности преподавания в соответствии с обстоятельствами собственной жизни [11].

Главная духовная семинария коптской церкви, основанная в 1875 г., расположена в Каире недалеко от собора св. Марка. Почти половина священников закончила эту семинарию. В ней и на богословском факультете Каирского университета многие миряне на вечерних курсах изучают Священное Писание и богословие. Расположенный на территории Патриархата Коптский институт высших исследований, является экуменическим центром изучения коптской христианской традиции.

Межцерковные связи Коптской церкви с родственными церквями.

Эфиопия. Эфиопы приняли христианскую веру примерно в 328 г. н. э., после того как у их берегов потерпели кораблекрушение два коптских христианина Фрументий и Эдезий. С тех пор эфиопы поддерживали тесные связи с Коптской церковью, приняв ее сторону во время Халкидонского раскола в 451 г. Все эпископы в Эфиопии были египтянами-коптами, назначенными Коптским патриархом.

В своей христианской истории Эфиопия очень мало была связана с Западом, и это несмотря на миссионерскую деятельность иезуитов и протестантов. Она осталась совершенно уникальной африканской страной, ибо христианская церковь появилась там еще до того, как большая часть Европы приняла крещение. Эта церковь получает мощную поддержку от 22 млн. своих членов, разделенных на 20 тыс. приходов, где служит более 250 тыс. священников! Она 2-я после Русской Православной церкви по числу верующих из всех восточно-христианских церквей. Это составляет примерно половину населения страны, в то время как другая половина придерживается ислама и местных анимистических культов.

Одна лишь статистика способна доказать, что в Эфиопии христианская вера пользуется такой поддержкой, которая немыслима ни в одной европейской стране. Если наличие такого количества священников заставляет предположить, что это звание чисто номинальное, то серьезность и тщательность их подготовки говорит совершенно о другом. Есть две главные категории духовенства: «кахинат» (kahinat) – священники, диаконы и монахи, и «дептере» (debteras) – люди, которые либо решили не становиться священниками, либо ритуально нечисты, например, из-за развода. Все они имеют глубокие познания в области христианской музыки, потому что она столь же крепко связана с богослужением, как и в других церквах Востока. Если основные обязанности священника состоят в проведении Евхаристии и исповедовании, то «debteras» несут ответственность за сохранение художественной традиции церковного богослужения. После начальной школы «debteras» проходят интенсивное обучение в области традиционной музыкитанцапоэзии, иногда богословия и истории церкви. На приобретение таких знаний уходит до двадцати лет [7].

Межцерковные связи Коптской церкви с родственными церквями полностью зависели от отношений Египта с этими странами. В XIX веке в результате экспансии Египта в Судан и Эфиопию взаимоотношения между мусульманским Египтом и христианской Эфиопией ухудшились, что отразилось и на межцерковных связях двух стран. При этом канонические связи церквей оставались прежними: Эфиопская церковь сохраняла подчинение Коптской, а коптских патриарх назначал в Эфиопию митрополитов. Выполняя посреднические функции между египетскими и эфиопскими правителями в XIX веке, Коптская церковь имела возможность укрепить свои позиции в отношениях с египетским правительством. Однако после коптско-эфиопского конфликта, связанного с монастырем Дейр ас-Султан в середине XIX века, патриарху не удалось ни успешно выполнить традиционную посредническую роль в египетско-эфиопских отношениях, ни наладить отношения с собственным правительством. Этому также стали мешать бурная миссионерская деятельность иностранных государств и междоусобная борьба правителей Эфиопии.

В XX веке отношения с Эфиопией носили традиционный характер: до 1959 г. Эфиопская церковь была частью Коптской церкви. Затем Эфиопская церковь отделилась от Коптской церкви – приобрела статус автокефалии и выбрала собственного патриарха. Нарушение исторической связи между Церквями к концу века имело социально-политические предпосылки, обусловленные началом новой эпохи. Эритрея, после получения независимости от Эфиопии, обратилась с просьбой о пасторской опеке к Папе Шенуде. К 1993 г. Шенуда создает священный Синод и автокефальную Эретрейскую церковь. В 1998 г. в Эритреи выбран патриарх.

В 1962 г. Институт коптских исследований в Аббасии (район Каира) открыл Африканское отделение для подготовки миссионеров. Впервые после VII века копты стали готовить кадры для миссионерской деятельности по всей Африке. Вскоре открылись коптские приходы в Уганде, Кении, Танзании. С 1965 г. коптский патриарх стал именоваться Папа Александрии и всей Африки.

Суданская Церковь. Последователи египетской коптской церкви, спасаясь от первых римских гонений, уходили на север Судана, основывая там города. В Судане они получили статус горожан второго класса. К 1300 г. христиане, увеличившись численно и будучи самым грамотным населением, стали играть более значительную роль в жизни страны. В последующие века их положение улучшилось, но с началом процесса исламизации населения Судана в XV-XVII веках коптам стало трудно получить разрешение на возведение храмов.

Пик иммиграционного потока коптов из Египта пришелся на начало XIX века, и в Судане они были хорошо приняты, вплоть до начала преследований со стороны Махдистского правительства в 1885-1898 гг. Часть коптов приняла ислам, войдя в суданские семьи.

Англо-египетское вторжение в Судан в 1889 г. позволило коптам восстановить свое экономическое положение и религиозную свободу. Они заняли позиции в торговле, медицине, социальной сфере, банковском деле. Их процветающий бизнес и умелое управление сделало их привилегированным меньшинством.

В 60-е годы XX века возвращение воинствующего ислама, установившего режим Национального Исламского Фронта, начало преследование коптов в южном Судане. Это побудило коптов, до настоящего времени спокойных и неполитичных, присоединиться к общественной оппозиции по религиозному вопросу. До этого времени их неконфликтное проживание с мусульманами, более светлый цвет кожи помогал избегать проявления религиозной и расовой дискриминации со стороны мусульман.

Десятилетие спокойствия сменяется новыми притеснениями в 1983 г. в связи с принятием «Исламского закона», в котором мусульмане утверждают превосходство ценностей ислама. Объединение всех христиан «Христианский альянс» выдвинуло свою кандидатуру на выборах 1986 г. и выступило против Национального Исламского Фронта, борющегося за установление религиозного государства. Исламисты объединили христиан с коммунистами и назвали их пятой колонной.

В 90-х годах продолжались ограничения коптов в правах. Последовало сокращение коптских школ, притеснение и оскорбление христианских детей, навязывание исламского платья (хиджаб) вместо традиционной коптской одежды, прекращение транслирования воскресной христианской службы. В школах на предметах истории умаляется или игнорируется период до арабских завоеваний и восхваляется история распространения ислама и арабского языка, принуждают христианских детей изучать Коран. В сфере бизнеса началось вытеснение коптов, а обращение торговцев за защитой к местным властям приводит к дополнительному взиманию и сокращению торговли [8].

Сирия. Отношения с сирийской (ортодоксальной) церковью всегда были дружественными. Еще в 3 столетии существовал обмен синоидальными письмами между Антиохией и Александрией. Сирийцы, пришедшие в Египет в III-IV веках стали заметны в своем влиянии в VII в. вокруг и внутри Александрии. Сегодня сирийская православная община очень маленькая. Сирийский епископ находится в Каире. В 1972 г. коптский патриарх Шенуда принял для коптский монахов и монахинь традиционный сирийский черный головной убор – куколь («qalansuwa») с тринадцатью желтыми и белыми крестами, символизирующие Христа и 12 апостолов.

Отношения с Армянской церковью начались с эпохи правления императора Юстиниана в VI веке. В правление Фатимидов армяне расселились по всему Египту. Сегодня армянская община уменьшилась в численности и влиянии, но активно участвует в конференциях нехалкидонских церквей.

Современная жизнь коптской церкви ведет свое развитие в двух основных направлениях. Во-первых, стремясь приобрести международный церковный авторитет, коптский патриарх старается исправить то, что было осуждено (предано анафеме) католической и византийской церквями. Огромное количество христологических, теологических дебатов и конференций с католиками, не-халкедонянами и православными ясно свидетельствует о желании коптов полно и недвусмысленно считаться православными христианами во всем христианском мире. Во-вторых, миссионерские усилия коптов в Африке, которые привели к открытию коптских церквей по всей Африке, и религиозное рассеяние во второй половине 20 века, ознаменовавшееся наукам коптских диаспор в европейских странах, вывело коптскую общину с национального уровня на уровень международной христианской общины.

Литература:

1. Архимандрит Порфирий (Успенский) Путешествие по Египту и в монастырь св. Автония. – СПб., 1856.

2. Дворкин А.Л. Очерки по истории вселенской православной церкви. – М., 2003.

3. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. т.1, 2. – М. изд-во «Паломник», 2000.

4. Коптская Церковь, Церковно-исторический справочник, 

5. Кривец Е. «Христианский Египет» в сб. «Христианский Египет». – М., изд-во «Лепта» 2005.

6. Мамед-заде И.Н. «Религиозный фактор и международный имидж Египта». stat/2004/31-03-04.html



[1] Коптами называют египтян-христиан. Слово «копт» происходит от арабского «китб», которое в свою очередь образовалось от греческого «айгюптос» – египтянин.

[2] Современная коптская община во главе со своим духовным лидером Папой Шенудой не признает главенство Ватикана и насторожено отнеслась к визиту Папы Римского Иоанна Павла II в Египет в 2000 г. Целью визита понтифика, по мнению коптов, было стремление объединить католиков и коптов после многих теологических споров. Несмотря на участие во многих теологических дискуссиях и совещаниях по объединению церквей, копты не спешат пожертвовать хотя бы одним устоявшимся принципом и постановлением своих святых отцов и патриархов.

[3] В Эфиопской церкви, начиная с V в., стала складываться пустынническая монашеская традиция. Многие эфиопские монахи были высокообразованными людьми и к VII в. перевели Библию с сирийского, коптского и греческого языков на язык геэз, который до сих пор используется в Эфиопской церкви. Подобно коптскому, этот богослужебный язык в наши дни совсем не похож на местный амхарский.

отделочные работы киев