У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука !
Версия официального сайта для слабовидящих
RU
8 (00)
Красноярск, ул. Строителей,
д. 53, корп. 3

Был ли Г. И. Гурджиев «Теоретиком тоталитаризма»?

Федоров А.,

студент гр.Э-21 ZeelandSexdating

 

Был ли Г. И. Гурджиев «Теоретиком тоталитаризма»?

 

Георгия Гурджиева сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской. Ему приписывают тайную власть над вождями политических диктатур. За ним тянется шлейф самых неожиданных легенд, где возникают Гитлер, Сталин и Берия.

Этот человек был и остается одной из самых загадочных фигур ХХ века. Избранный из избранных, великий учитель, чуть ли не пророк для одних. И такой же великий, но проходимец и шарлатан для тех, кто не мог и не может его принять. Его жизнь – одна из любопытнейших страниц бурной эпохи войн и революций.

Еще накануне Первой мировой войны Гурджиев, кавказский простолюдин, собрал вокруг себя кружок московских и петербургских интеллигентов, предложив им весьма оригинальный рецепт духовного освобождения. А уже после Октябрьской революции, оказавшись за пределами России, он то же самое проделал с американскими и европейскими интеллектуалами.

Кто же такой Георгий Гурджиев на самом деле? Миссионер тайных правителей мира, обитающих в Тибете? Гипнотизер и гуру, решавший политические ребусы? Или изобретатель техники психического воздействия на массы, инструмент угрозы в руках деспотов и тиранов?

Но однозначного ответа на эти вопросы не знают даже последователи и ученики Гурджиева, общавшиеся со своим учителем долгие годы.

Он родился в 1872г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца – грека и матери – армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец – настоятель собора – зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родиной многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций – религиозных, философских, оккультных, мистических, политических. Георгий Иванович много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Гурждиев хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию, был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Гурждиев отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя «искатели Истины», в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь Гурджиев развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях. Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890г. и продолжается до 1910г. Известно, что он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм. Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно Гурджиев стал осознавать свою миссию: принести эти знания об «ужасе ситуации», как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель – в городах Санкт-Петербурге и Москве. Но нежданно грянувшая революция уничтожила попытки создать в России Институт гармонического развития Человека. Поэтому Гурджиев с группой своих учеников покинул страну и обосновался во Франции, в Замке Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека. Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем – автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив. Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три книги, стремясь передать свои знания все большему количеству людей. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

1) разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;

2) ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;

3) помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Во время бесед с учениками Гурджиев – довольно отрывочным образом – излагал им первоначала своей «доктрины», которую он называл «четвертым путем». Первые три пути, ведущие к духовной реализации, – это, по Гурджиеву, «путь факира, путь монаха и путь йога»: путь борьбы с физическим телом, долгий, трудный и ненадежный путь к развитию физической воли; путь веры, религиозного чувства, религиозной жертвы; путь знания, путь ума, их обогащения и развития. Все три этих пути, утверждал Гурджиев, страдают однобокостью и не могут привести ни к каким реальным результатам в деле духовного развития. «Четвертый путь» одновременно воздействует на все стороны человеческого бытия; следующий этим путем ученик «работает» одновременно над своим физическим телом, умом и эмоциями. Цель «работы» – пробуждение, преодоление в себе косного и сонного начала, превращающего человека в живую машину, в пассивный автомат. Современный человек, учил Гурджиев, живет во сне; во сне он рождается и во сне умирает. И, само собой разумеется, у него нет никакой души, а следовательно, и надежды на загробное существование, пусть даже самое печальное и проблематичное. Человек должен сам «выработать» в себе душу посредством ряда психосоматических упражнений, совершаемых под руководством «гуру», духовного наставника, уже успевшего сбросить с себя оковы сна. Необходимейшее условие «работы» – самоотречение, отказ от призрачной «собственной воли», полное подчинение воле наставника, который принимает на себя очень трудную задачу – чистку и починку «человеческих машин». Это условие, разумеется, не выдумано Георгием Ивановичем: все мистики испокон веков учили тому, что нельзя сделать ни шагу на духовном пути, не отрекшись от своего ложного «я», не поставив крест на своих бесчисленных иллюзиях.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от людей требуется огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

Не так давно в СМИ было высказано мнение о том, что Гурджиев имел очень серьезное влияние на Сталина и Гитлера, в чем-то помогая им в создании «империй». Рискну согласиться с этим мнением и даже утверждать, что все-таки Георгий Иванович был создателем некой системы влияния на сознание людей, их массовое подчинение, «теоретиком тоталитаризма»! Не стал ли режим, который сегодня называют едва ли не ужаснейшим периодом для России и связанный с именем Иосифа Джугашвили, неким глобальным воплощением идей Гурджиева на практике, если не отрицать сильнейшей связи между ними? Настолько ли зверским был этот период, изменивший до неузнаваемости мир, по крайней мере, для народов, населявших «первое в мире государство рабочих и крестьян»?

В мире, где красивая обложка ценится больше, чем содержание, где люди не помнят и не хотят знать своих корней, где за неплохие деньги можно навязать свое мнение большинству, легко переполоть поле истории. Может, время Сталина было не столько ужасным, сколько великим? Разгром фашистской Германии, подъем страны с колен тяжелейшего экономического кризиса за безумно короткие сроки, высочайшая весомость политики страны на мировой арене. Народ-победитель, сильный телом и духом, идущий одной дорогой – язык не поворачивается назвать это «ужасным». С другой стороны, отрицать массовые репрессии нельзя, но и преувеличивать их масштабы еще более преступно. Какие колоссальные результаты в экономике показало общество в период тоталитаризма! Актуальность этой темы будет возрастать, причем именно у русского общества, которое сегодня практически целиком погрязло в нищете и неверии собственному правителю.

Между тем, множество фактов указывает на то, что Сталин был знаком с Гурджиевым, причем именно тогда, когда был еще лишь семинаристом богословской семинарии в Тифлисе, а по совместительству – руководителем первой грузинской социально-демократической организации «Месаме-даси». Обе личности, несомненно, были сильными, но исключать их влияние друг на друга нельзя, особенно в период их возможного совместного обучения.

Конечно, утверждать, что Гурджиев каким-то образом поставил Сталина во главе зарождающегося государства нельзя. Иосиф Виссарионович без чьей-то помощи мог достигнуть высот на политическом небосклоне. Но и отрицать того, что некие оккультные силы и тайные знания не могли бы помочь, ему тоже с полной уверенностью нельзя. Кроме того, существуют свидетельства даже об участии Гурджиева в компании с соратниками Сталина в, так называемых, «эксах», то есть ограблениях буржуазии социалистическими бойцами.

Почему есть основания называть Гурджиева «теоретиком тоталитаризма»? Георгий Иванович, как приверженец восточной оккультно-религиозной школы, к которым относится его учение, был очень требователен к своим ученикам. Беспрекословное послушание ставилось в обязанность. «Опека» над учениками, я считаю, одно из проявлений тоталитаризма. Полное подчинение учителю, не это ли модель тирании в самом мелком ее масштабе? Разница, по сути, лишь в «цене на ошибку». В политизируемом случае наказание – это чаще всего человеческая жизнь, физическое устранение индивида, а также другие материальные потери. В случае «учитель-ученик» максимальным и страшнейшим наказанием будет отстранение ученика от «учебы», от его наставника и тех знаний, которые должны были перейти к нему, то есть происходит удар по духовной составляющей человека.

Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Есть основание полагать, что свастика как символ национал-социализма появилась при непосредственном участии Гурджиева.

В Гурджиеве не было жестокости к ученикам, но его авторитет всегда был непререкаем. Конечно, дело в характере философа. Но зерно тирании проросло гораздо глубже в случае со Сталиным потому, что это был совершенно иной по воспитанию человек, а также потому, что возможностей для более массовых действий у него было больше. Власть пьянит, а абсолютная власть может сделать человека безумным.

Литература:

1. «Встречи с замечательными людьми» / Гурджиев Г.И. – перевод с англ. И.В.Гаврилова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 400 с.

2. «Пленник черной силы»: Роман. – М.: «Олимп»; ООО «Астрель», 2000. – 480 с. (Оккультные войны XX века).

3. Сайт www.avatargroup.ru.

www.adulttorrent.org

www.adulttorrent.org

Ботокс ресниц